Реминисценция — это что такое в психологии, примеры реминисценции

Содержание

Что такое реминисценция

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии


Автора произведений зачастую обращаются к такому приёму как реминисценция. Разберемся, что это такое.

Значение понятия

Реминисценция — это элемент художественной структуры. С латинского языка слово переводится как «воспоминание».

Встречаться она может в гербах, изображениях, музыкальных произведениях, тексте. Даже фамилии некоторых персонажей могут нести художественный образ рассматриваемого понятия.

Реминисценция в психологии

Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.

Механизм возникновения внезапного воспоминания обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала. Эмоциональное торможение влияет на характер воспроизводимого материала. При воспроизведении заученной информации, рассказ начинают с той части, которая произвела наиболее яркое впечатление, при этом утрачивается логическая связь между воспроизводимой информацией. В случае отсроченного воспроизведения, информация не утрачивает логической последовательности.

С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.

Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.

Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. Аллюзия является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.

Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.

Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с ПТСР. Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.

Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.

Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.

Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма навязчивых состояний, как проявление неврозов, как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при панических состояниях, страхах и фобиях.

Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, тревожность, панические реакции, страхи).

Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей старческой деменции.

Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.

Аллюзия и реминисценция — отличия

Аллюзии и реминисценции практически идентичные понятия в литературной сфере. Аллюзия – это «намек» или «шутка» отсылающая к другому литературному произведению, автору событию, конкретному человеку. Элементы аллюзии рассосредоточены по всему тексту. Без знания источника, на который отсылает аллюзия, читателю сложно воспринимать текст. Понятие реминисценции отличается от аллюзии, тем, что это всегда бессознательное «воспоминание», отголосок «литературы в литературе», тогда как аллюзия – это явная, четкая отсылка к другому источнику.

реминисценция

Истоки учения о реминисценции

реминисценция это

Упоминание об этом термине появилось в Древней Греции. Его автором считают Платона. Он доказывает, что припоминание (реминисценция) является посвящением в таинства, а значит, приближает к духовному совершенству. По его мнению, знание не что иное, как припоминание.

Определение

Вонг и Ватт в 1991 г., в одном из немногих исследований, посвященных функциям воспоминаний в связи с адаптивным старением, разработали таксономию 6 типов реминисценций, чтобы различать успешное и неудачное старение.

Их модель состояла из следующих форм:

  • интегративных;
  • инструментальных;
  • пропускающих;
  • повествовательных;
  • эскапистских;
  • навязчивых.

Точно так же Вонг и Уотт обнаружили, что успешные люди имели более низкие уровни навязчивых воспоминаний (Lo Gerfo 1980 г.).

Реминисценция в психологии. Что это такое, определение, примеры, виды, аллюзия

Фрай в 1991 г. обнаружил, что конкретные личностные факторы являются сильными предикторами частоты и приятности воспоминательной активности, утверждая, что люди, обладающие «тонким балансом» таких личностных черт, как чувствительность и открытость, могут обладать большей способностью и быть более отзывчивыми.

В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между реминисценцией и личностью с использованием шкалы функций воспоминаний Вебстера 1993 г. (RFS) и пятифакторного перечня личности NEO (NEO-FFI).

Вебстер обнаружил, что реминисценция о возрождении горечи коррелировало с невротизмом, воспоминание о разговоре – с экстраверсией, а воспоминание об идентичности и решении проблем – с открытостью.

Вебстер указал, что личностные черты открытости и невротизма, как было обнаружено, значительно коррелировали с общей частотой воспоминаний, тогда как люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывали отрицательные эмоции, когда вспоминали что-либо.

Тем не менее, обобщаемость этих результатов для пожилого взрослого населения представляется ограниченной из-за небольшого размера выборки взрослых в возрасте 63 лет и старше (n = 13).

Опираясь на данные исследований, многие учёные отметили следующие понятия реминисценции:

  • Это воспроизведение более точного материала по сравнению с тем моментом, когда это было изучено. Так говорил С. Ю. Головин, который приводил в пример студентов: перед экзаменами многие забывают всё, а через 10 лет после окончания школы могут вспомнить, что было на лекциях, какие вопросы были на экзаменах.
  • В. А. Жмуров, доктор наук в сфере психиатрии, установил, что реминисценция – это бессознательное восстановление информации, которую человек не пытается вспомнить.
  • А. С. Никифоров утверждал, что реминисценция возможна также при негативном переживании событий. Так, например, во время войны многие старики уже не помнят особенности каких-либо дней, но они прекрасно вспоминают те мгновения, в которые им пришлось пережить страшное явление бытия. Иными словами, в мозге человека остаются сильные переживания, которые помогают восстановить картину происходящего даже тем, кто отнюдь не помнит ни единого действия.

В отличие от аллюзии, реминисценция не может быть основана на каком-либо историческом факте. Несмотря на то, что многие воспоминания приходят людям, казалось бы, из прошлого, точно сказать дату и место этих воспоминаний не сможет никто.

Аллюзия считается более сознательным фактом воспоминания:

  • Всплывают отдельные куски происходящего, память зацикливается на каком-то моменте. Человек может сказать, «помнишь, улицу и дом красного цвета, там были (опознавательные предметы)…» Это и есть аллюзия, которая всегда имеет отголосок к прошлому.
  • Во время аллюзии человек может точно назвать причину воспоминания. Например, в поле обзора попался предмет, который когда-то был связан с каким-то историческим событием.
  • Реминисценция больше походит на дежавю, хотя оба феномена считаются нарушением работы отдельных участков коры головного мозга.

Реминисценция в психологии – это способность человеческого мозга обращаться к истокам воспоминаний, которые имели место когда-то давно, но оставили свой след в подсознании за счёт психофизиологических способностей мозга человека.

Закон Зейрганик

Блюма Вульфовна Зейгарник (9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I степени (1978). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выгодского.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

К.Левин объяснил данный факт формированием у человека, взявшегося за решение какой-либо задачи, так называемой квазипотребности, то есть потребности решить, довести до конца соответствующую задачу. До тех пор пока эта потребность не будет удовлетворена, она будет удерживать в памяти испытуемого информацию, связанную с ней.

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Характеристики и свойства

Реминисценция характеризуется следующими свойствами:

  • Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
  • Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
  • Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
  • Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.Реминисценция в психологии. Что это такое, определение, примеры, виды, аллюзия

Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:

  • Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
  • Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
  • Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.

Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.

В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:

  • Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
  • Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
  • Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
  • Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.

Наиболее продуктивными из свойств являются:

  • ассоционистская;
  • когнитивная;
  • культурно-историческая;
  • семиотическая.

Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.

Появление понятия в России

В русском языке термин стал упоминаться с 19 века. Одним из первых его применил поэт и философ Н.В. Станкевич. В то время реминисценция, пример которой будет описан ниже, стала традиционным термином в музыке. Позднее его стали применять и в литературе.

Теоретической частью рассматриваемой проблемы в литературе занималось множество исследователей:

  • М. Бахтин;
  • Ю. Лотман;
  • А. Архангельский;
  • П. Бухаркин;
  • Т. Марченко.

Функции и роль

Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.

Реминисценция - это что такое в психологии, примеры реминисценции

Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:

Анализ социальной памяти Реминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Гносеологические траектории Роль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения.
Корреляция позиций Реминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления.

Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.

Эффект реминисценции

Реминисценция – это отличный прием, с помощью которого произведение можно сделать еще более насыщенным и динамичным. Ее эффект связан с человеческой памятью и основан на ассоциациях и воспоминаниях.

Выполняется прием путем отсылов к известным мировым произведениям, историческим фактам, биографиям знаменитых людей, различным произведениям искусства. Это может быть упоминание о конкретном персонаже, сцена из другого произведения. В редких моментах используется прямое цитирование. Достигается эффект в том случае, если читатель улавливает сходство и проводит аналогию, которую задумал автор.

Многие авторы научились использовать реминисценцию в своих текстах. В таком случае, даже если читатель не уловил аналогии, понять это он сможет с подсказкой автора. Однако случается, когда припоминание проскальзывает в сюжете интуитивно. Тогда эффект не будет столь явным, поэтому разгадать его смогут только очень внимательные читатели. Открытием это может стать и для самого писателя, который явной аналогии проводить и не собирался.

Понятие и типология реминисценции

В изучении внутренних закономерностей литературного творчества проблема отношений писателя с предыдущей литературной традицией занимает особое место. Одним из основных способов создания новых звучаний литературно-художественного образа является реминисценция.

Реминисценция ориентирована на ассоциативное мышление и память читателя.

Часто бывает сложно установить грань между бессознательной реминисценцией и намеренной установкой писателя на заимствование чужого слова или образа. Создание нового текста без обращения к традиции невозможно. Чужой художественный опыт, освоенный писателем, оказывает различное влияние на его творчество. У каждого произведения своя литературно-историческая точка отсчета. Ориентация автора на ту ли иную традицию носит содержательно-функциональный, а не формальный характер. Лишь в таком случае читательский опыт автора становится продуктивным.

Ниже рассмотрена типология реминисценций.

Дословное воспроизведение текста источника, которое предлагается в виде кратких изречений или выписок, часто выделяется кавычками или графически. Сюда относятся цитаты в публичных выступлениях, дневниках, пародиях, памфлетах. Эпиграфы тоже относятся к этому типу, однако они имеют особое композиционное значение.

Воспроизведение источника с внесением небольших изменений и добавлений, которые не нарушают семантико-стилевой облик оригинала.

Интертекстуальное цитирование. В этом случае фраза известного произведения приобретает новую жизнь в национальной литературе. Он соотноситься лишь с образом, ставшим знамением времени. Например, реплика Чацкого из комедии «Горе от ума» «Дым отечества нам сладок и приятен» в контексте сюжета пьесы связана с темой возвращения на родину.

Намеренное редактирование текста источника, замена отдельных элементов, имеющих важное стилистическое и семантическое значение, которое приводит к изменению патетической тональности мысли. Такой тип реминисценции часто встречается в литературных пародиях, каламбуре и жанре коллажа

Фрагментарная трансляция текста предполагает использование особенно характер для источника выражений и слов.

Еще одним типом реминисценции является свободный пересказ, переложение, перевод отдельных мотивов с целью создания символического комментирования эпизода.

Литературные реминисценции выполняют эстетико-утилитарную и философскую функцию, объединяют опыт культуры разных времен, аранжируют известные сюжетные построения, в результате чего создается гипертекст словесности.

Характерные черты

Нередко реминисценция возникает практически неосознанно у автора, на уровне интуиции. Но при этом она находит моментальный отклик в душах и памяти читателей.

  • Понятие это – та же цитата, но лишенная кавычек, своеобразная проекция из прошлого.
  • Она помогает полнее осознать новый созданный образ, причем в разных видах творчества, включая даже живопись, скульптуру. Пример: образ пустыни в картинах современных художников, как символ абсолютной свободы и неограниченного ничем пространства, «чистого листа».
  • Бывают нарочитые, исторические, композиционные и неудачные реминисценции.
  • Проявляется понятие в музыке, фамилиях персонажей, заголовках, в изображении.

Русская литература

Реминисценция в литературе русских классиков чаще всего встречается в поэзии. Авторы бессознательно заимствовали чужие образы или же ритмико-синтаксический ход. Встретить подобные примеры можно в произведениях А. Блока, А. Пушкина, О. Мандельштама и многих других.

литературные реминисценции

Сознательно приемом реминисценции пользовались многие русские поэты для создания у читателя сложных ассоциаций, которые обогащали восприятие произведения.

Литературные реминисценции в поэзии:

  • В поэме А. Пушкина «Евгений Онегин» при описании могилы Ленского автор создал ассоциацию с популярной в то время элегией Ш. Мильвуа.
  • В своем произведении «Скифы» А. Блок использует фразу из «Слова о полку Игореве».
  • В своих стихах А. Блок и О. Мандельштам сознательно намекают на творчество И. Анненского.

Реминисценция в кино

Явление воспоминания присуще всем видам искусства. Наиболее популярным сегодня является кинематограф, который также полон разных приемов влияния на зрителя. Не является исключением и реминисценция.
Реминисценция - это что такое в психологии, примеры реминисценции
Ярким примером может служить картина Лени Рифеншталь «Триумф воли». В конце фильма проводится аналогия с полотном известного импрессиониста Клода Моне «Улица Сен Дени в день национального праздника». В фильме, как и на полотне, видны лишь колыхающиеся знамена без людей, которые их держат.

Сцену между главным героем и офицером ЦРУ из политической драмы 1975 года «Три дня Кондора» можно рассматривать как реминисценцию на монолог Великого Инквизитора (притча из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»).

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Причины навязчивых воспоминаний

Когда реминисценция рассматривается как патологическая особенность в рамках навязчивостей, то первопричинами для нее выступают, например, психотравмирующие обстоятельства прошлого.

Машинальное припоминание негативных событий, переживание мысленно травмирующей ситуации может быть обусловлено как общим состоянием человека (самочувствие, настроение, эмоции), так и внешним воздействием. Попадая в схожую с психотравмирующими обстоятельствами обстановку, индивид способен испытать эффект навязчивой и пугающей реминисценции.

Кошмарные сновидения с воспоминаниями о пережитых отрицательных воздействиях, мысли и идеи, связанные с ними, наиболее характерны для посттравматических (стрессовых) расстройств.

Благодаря тому, что реминисценция может быть приписана к области навязчивых состояний, этот феномен фигурирует при неврозах, проявляется бесконтрольными негативными мыслями при депрессиях, панических состояниях, иррациональных страхов.

Рассматривая реминисценцию в рамках психиатрии, ее не стоит выносить как отдельное заболевание. Она является частью симптоматики, характерной для той или иной патологии.

Кроме психотравмирующих ситуаций или скрытых оснований реминисценция или практически полное ее отсутствие, с присутствием, например, псевдореминисценции может отмечаться при соматических болезнях. К их числу разумно относить:

  • патологии головного мозга, при которых возникают нарушения памяти;
  • черепно-мозговые травмы;
  • интоксикации и так далее.

Симптомы

Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.

В форме нормы

Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.

В варианте патологии

Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.
Реминисценция - это что такое в психологии, примеры реминисценции
В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).

Так как проявление является дополнительным симптомом к какому-либо негативному состоянию, то наряду с реминисценцией могут фигурировать и иные проявления, характерные для конкретного заболевания.

Реминисценция как феномен психики человека

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно.

Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие.

Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.

Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.

Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала.

Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.

Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.

Диагностика

Реминисценция поддаётся анализу только при изложении смысла содержания. Текстуальное воспроизведение, как метод диагностики, не проводится. Лучше всего использовать материал, который заставляет сосредоточиться и сконцентрироваться на одной мысли. Реминисценция может быть обнаружена при иллюстративных моментах, но и это зависит от отношения испытуемого к наглядному материалу.

Методы управления

Выдвинута гипотеза о перспективности использования реминисценций в педагогическом процессе в качестве одного из эффективных методов формирования социальной памяти.

Метод аналогии

Методика помогает установить причины, вызывающие всплеск реминисценции. Автором диагностического анализа является психолог Л. Швец. Реминисценция в психологии. Что это такое, определение, примеры, виды, аллюзия
Он же предложил использовать метод для установления причин, по которым человек может испытывать психологические расстройства личности.

Модальный метод дискурса

Модальный метод является гносеологической вариацией онто-гносеологического метода, который выступает в качестве основного инструмента в исследовании.

Привлечение же модального метода, пока еще слабо ангажированного в философскосоциологическом знании, может способствовать раскрытию новых аспектов трансмутации ценностно-смыслового содержания социальной памяти:

  • Под модальным методом исследования понимается способ познания, при котором основные характеристики рассматриваемого явления зависят от характера устанавливаемой им достоверности, которая может выступать как возможная, действительная или необходимая.
  • Модальная методология позволяет разрешить парадокс «плюрального понимания» феноменов социальной памяти.

Метод модального дискурса можно пройти в клинической больнице бесплатно, но только при постановке человека на учёт.

Философский метод

Реминисценция в психологии – это связь с памятью, которая позволяет восстановить культурно-историческую связь с предыдущими событиями. С. В. Дементьевой предложен вариант философского анализа роли реминисценций в социальной памяти общества. Она, по мнению С. В. Дементьевой, позволяет углубить ментальную вместимость социальной памяти.

Автор подчёркивает, что в реминисцентном отражении и постижении мира культуры нет главных и второстепенных линий. В зависимости от способности человека к творческому постижению явлений культуры, от его личностной ментальной вместимости второстепенные сюжеты могут превратиться в главные, и наоборот.

Факт реминисценции в науке о психологии личности расценивается, как способность человека вспоминать нечёткие и бессознательные материалы, которые не могли бы быть получены в обычном состоянии.

При этом реминисценция – это неконтролируемая способность человека избирательно выдавать факты из глубин памяти. Если такой феномен имеет место в период кризиса, можно подвергнуть процесс диагностике и методам управления.

Забывание и реминисценция

Запоминание большого объема информации очень важный процесс для студентов, от этого зависит успешность и эффективность познания учебных дисциплин. Память человека устроена так что, не подверженная осмыслению и систематическому повторению информация быстро забывается. Забывание это противоположный реминисценции процесс, но это не значит что все стирается из памяти, остаются так называемые следы и эффект реминисценции заключается в том, что человек после продолжительного времени, вдруг вспоминает когда-то забытую песню, фильм или книгу с мельчайшими подробностями.

Лечение реминисценции

Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.

реминисценция

Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.

Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:

  • Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
  • Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
  • Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.

Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.

Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.

Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.

Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.

Медикаментозное лечение

План фармакологической терапии составляется, исходя из общего состояния больного, а также опираясь на ту болезнь (психическую или соматическую), которая приводит к возникновению этой патологии.

Выбор может пасть на седативные препараты для нормализации сна. К нейролептикам, успокоительным средствам разумно прибегать при наличии повышенной тревожности, паническом состоянии. Для избавления от депрессии, подкрепленной неконтролируемыми воспоминаниями, применяются соответствующие препараты.

Осуществление медикаментозного воздействия должно протекать наряду с психокоррекцией. Если нарушения работы памяти вызваны заболеванием телесного типа, то лечение направляется и в данную область.

К какому итогу приводит реминисценция?

Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.

Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.

Источники

  • https://psihomed.com/reministsentsiya/
  • https://psy-files.ru/states/reminiscencia-eto-cto-takoe-v-psihologii-primery-reminiscencii.html
  • https://www.syl.ru/article/201562/new_reministsentsiya—eto-reministsentsiya-v-literature
  • https://tandem-psy.ru/pro-lichnost/effekt-reminiscencii.html
  • https://healthperfect.ru/reministsentsiya-v-psihologii-eto.html
  • https://morris-shop.ru/stati/reministsentsiya-v-psihologii/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d945721ecfb8000b10a6f46/chto-takoe-reminiscenciia-5db0053974f1bc00b047bcf5
  • https://psytheater.com/reminiscenciya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector