Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы

Содержание

Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии

Коррекция и особая психология относятся к одному и тому же, но термин «коррекция» не считается достаточно тактичным в употреблении, так как указывает на «жесткое» воздействие. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов принято отходить от терминологии, указывающей на дефект и имеющей уничижительный оттенок.

Специальная психология изучает психофизиологическое развитие детей с нарушениями развития. Чтобы понять, что такое нарушение развития, нужно сначала определить, что такое нормальное?

Не существует одного конкретного типа стандарта. Они разделены:

  • Статистическая норма — это некое явление, которое попадает в диапазон средних показателей. Критерии определяются путем опроса репрезентативной выборки. Статистическая норма может меняться: чем больше людей выставили определенный балл по определенному критерию, тем больше балл становится нормой. Если этот тип нормы представлен в виде гауссовской кривой, то становится ясно, что отклонения от большинства не являются нормой. Это может быть как со знаком «+», когда ребенок опережает большинство детей того же возраста, так и со знаком «-«, когда ребенок отстает или отстает в развитии по некоторым показателям. Оценка только на основе этого типа стандарта может привести к некоторым недоразумениям. Часто приводится пример: «Как насчет оценки такого явления, как самоотверженность?». Если мало кто в исследовании проявлял этот феномен, то, судя по статистической норме, человек, проявляющий самоотверженность, считался бы ненормальным.
  • Функциональной нормой являются физиологические параметры состояния здоровья.
  • Социально-культурные нормы различны для каждого человека и различных социальных групп. С нашей точки зрения, поведение и жизнь других людей могут не вписываться в наши модели и нравственные рамки жизни. Общество диктует определенные правила, по которым должны жить люди, и отклонение от этих правил считается ненормальным, если следовать этому типу нормы. Как видите, этот тип норм имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
  • Социально-психологическая норма — это то, что общество требует от человека с точки зрения его психологического и личностного развития.
  • Индивидуальная норма — это способности и возможности конкретного человека. Это то, что человек может сделать в данный момент и его самореализация в ближайшем будущем.

Таким образом, развитие, которое отклоняется от социально-психологической нормы, закрепленной за образовательной, этнической и социально-культурной ситуацией для данного возраста, считается девиантным, независимо от того, является ли развитие опережающим или замедленным.

Аномальное развитие, с другой стороны, определяется как нарушение общего хода развития, вызванное физическими или психическими дефектами.

Специальная психология является отраслью общей психологии и, как и любая другая наука, имеет свои подразделения:

  • Тифлопсихология;
  • Сурдопсихология;
  • Психология людей с нарушениями интеллекта;
  • Психология детей с задержкой психического развития;
  • Психология детей с эмоционально-волевыми и поведенческими расстройствами;
  • Логопсихология;
  • Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Психология детей с целостными нарушениями развития.

В какой бы области ни работал специальный психолог, задачи являются общими для всех:

  • Первоначально специалист собирает анамнез, проводит углубленную диагностику когнитивных функций и развития личности ребенка с нарушениями развития;
  • На основании поставленного диагноза специалист разрабатывает и реализует психокоррекционную программу.
  • Обеспечение социально-психологической интеграции и адаптации в обществе;
  • Важной задачей также является консультирование и повышение осведомленности. Проводятся консультации с родителями, воспитателями, учителями и непосредственным окружением ребенка.

Таким образом, специальный психолог выявляет структуру нарушения и ищет пути его исправления и компенсации. Важно, чтобы ребенок был полноценным членом общества, способным к самообслуживанию, самообеспечению и самостоятельной жизни в будущем. Поскольку мозг ребенка очень податлив, важно как можно раньше оказать корректирующую помощь.

Объект и предмет специальной психологии

Предмет специальной психологии — человек с отклонениями от нормы развития. Это могут быть дети, лишенные зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, дети-аутисты. Кроме того, предметом коррекционной психологии являются дети с дефектами речи.

Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?

Проблемы часто становятся заметными, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу, когда у него возникают трудности с реализацией учебной программы и он не успевает за сверстниками по психофизическому развитию. Может возникнуть гиперактивность, тревога, изоляция, агрессия, страх, усталость, плохая память, рассеянное внимание или низкая когнитивная активность и знание окружающего мира. В этом случае родителям рекомендуется пройти обследование в ПМПК (психолого-педагогическом комитете). После проведения обследования всеми специалистами будут даны рекомендации относительно того, какой программе должен следовать ребенок и какие условия должны быть созданы для того, чтобы он мог эффективно учиться.

Еще одной причиной для обращения к психологу-специалисту могут быть расстройства в эмоционально-волевой сфере. Когда ребенок проявляет агрессию, например, причиняя боль животным, это может вызвать задержку не только в эмоционально-волевой, но и в интеллектуальной сфере, ребенок может просто не полностью осознавать свои действия и их последствия. Чтобы лучше разобраться в ситуации, стоит посетить специального психолога.

Если ребенок избегает социального контакта, плохо реагирует на какие-то изменения, интонирует фразы, где-то выученные или услышанные, использует речь, которая не направлена на собеседника, то есть это своего рода монолог, появляются более очевидные признаки, такие как мутизм — это отказ от речи при сохранении речевого аппарата и иннервации.

Специальный психолог помогает в социальной адаптации детей с особыми потребностями. Трудности в самообслуживании и общении отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями. С возрастом ребенок начинает сравнивать себя с другими, появляется низкая самооценка, страхи и тревога.

Появление ребенка с особыми потребностями меняет обычную жизнь родителей и их ожидания. Многие семьи распадаются или идут по неправильному родительскому пути, поэтому чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее вы сможете получить помощь и план действий.

Специалист-психолог работает не в одиночку, он руководствуется данными врачей и других специалистов и сам дает рекомендации.

Основные отрасли, их характеристики

В зависимости от задач, которыми они занимаются, подразделяются отрасли психологической науки:

  • базовая;
  • приложения.

Основные ветви изучают общие закономерности, явления и психические процессы, присущие всем людям. Прикладные изучают психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни и конкретных профессий человека.

Фундаментальные

К основным отраслям этой дисциплины относятся:

  • Генерал;
  • социальный;
  • Разница;
  • относительно говоря;
  • возрастная психология или психология развития;
  • особая или аномальная психология развития;
  • психология личности;
  • психофизиология;
  • нейропсихология;
  • Зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности человеческой психики, эмоций и психических состояний. Психология личности занимается изучением общих черт характера, обусловленных обществом, мотивацией и самосознанием человека. Дифференцированное изучение индивидуальных особенностей психики людей, их темперамента, различных характеров и способностей. Психофизиология изучает связь между психическими явлениями и нервной системой человека. Особый интерес представляет деятельность мозга как реакция на психическое состояние человека. Нейропсихология изучает нейронные процессы в мозге человека, которые отвечают за память, мышление и эмоции. Социальные исследования межличностных отношений и процессов человеческого взаимодействия.

Возраст (психология развития) анализирует общие закономерности изменения психических процессов и личностных качеств людей, происходящих с возрастом. Выделяются следующие области:

  • в детской;
  • Подросток;
  • подрастает;
  • Взрослый;
  • Психология старости (геронтопсихология).

Специальная (психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, разделена на следующие области:

  • Олигофренопсихология (изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами головного мозга);
  • Сурдопсихология (изучение психического развития у людей с тяжелыми нарушениями слуха);
  • тифлопсихология (занимается изучением психического развития слабовидящих и слепых людей);
  • Патопсихология (изучение изменений в психике и психических дисфункций при психических заболеваниях).

Сравнивает психику человека и животного. Зоопсихология изучает психику животных, определяя их врожденные и приобретенные характеристики.

Прикладные

Классификация используемых отраслей выглядит следующим образом:

  • политический;
  • легально;
  • экономический;
  • педагогический;
  • медицинский;
  • психология работы;
  • спортивная психология;
  • Психология искусства;
  • Психология религии;
  • семейная психология.

Изучить политологическую психологию политических процессов в обществе, психологические реакции людей на события в политике и обществе.

Правовое исследование психологических проблем, возникающих в юридической практике. Она разделена на:

  • Криминологический;
  • судебный;
  • Поправка.

Экономика изучает проблемы и процессы, происходящие в экономических отношениях между людьми. Это отличает еще более узкие области изучения:

  • психология рынка;
  • психология торговли;
  • психология рекламы и т.д.

Педагогическая психология изучает процессы приобретения знаний, формирования мышления учащихся, их интеллектуальную активность; выявляет психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и др. В рамках педагогической психологии можно выделить следующие направления:

  • Психология обучения и воспитания;
  • психология учителя;
  • Психология воспитательной работы с девиантными детьми.

Медицина занимается изучением роли психики в возникновении, течении и лечении болезни; она изучает деятельность врача и поведение пациента с точки зрения его психических свойств и состояний.

Профессиональная психология изучает психологические характеристики профессиональной деятельности человека, в соответствии с видом занятий и организацией труда на рабочем месте. Профессиональная психология включает в себя еще более узкие области применения:

  • инжиниринг;
  • авиация;
  • Транспортировка;
  • Военные;
  • пространство и т.д.

Спортивная психология занимается анализом психологических особенностей личности и активности спортсменов в контексте тренировочных и соревновательных процессов, изучает психологические проблемы, связанные с соревнованиями. Психология искусства изучает закономерности профессиональной деятельности представителей творческой среды, изучает восприятие произведений искусства людьми, занимается проблемами эстетического воспитания. В психологии религии изучается психология религиозного сознания и чувств верующих, религиозных традиций и обрядов. Семейная психология анализирует межличностные, интимные, экономические и бытовые отношения супругов, изучает родительско-детские отношения и родительские стили.

Примеры применения отраслей в жизни

Ветви психологии касаются нашей жизни каждый день:

  • в семье (семейная психология);
  • на работе (психология работы);
  • в нашей реакции на политические новости (политическая психология);
  • в наших эмоциях, связанных с посещением музея или выставки (художественная психология);
  • в торговых поездках (психология рекламы, рынка и торговли);
  • в повседневной спортивной деятельности (спортивная психология) и т.д.

Каждому человеку рекомендуется поближе познакомиться с этой необыкновенной наукой. Не столько для когнитивных целей, сколько для практических. Минимальные знания основ помогут понять себя, правильно интерпретировать душевные состояния близких и коллег, значительно облегчат повседневную жизнь.

Разделы современной специальной психологии

Позитивная психология — что это такое

Специальная психология (СП) получила статус независимой секции в начале 1960-х годов.

Структура

Структура

С тех пор было «собрано» несколько направлений:

  1. Глухая психология. Его основная цель — не только изучить психологические особенности глухих детей и взрослых, но и помочь им адаптироваться в обществе.
  2. Психология людей с эмоционально-волевыми расстройствами. Это обширная область и касается в основном взрослых, страдающих наркоманией, алкоголизмом, анорексией, дисфорией и сексаголизмом. В этом разделе также изучается детский аутизм.
  3. Тифлопсихология. Основная цель раздела — помочь слепым людям, потерявшим зрение в течение жизни или родившимся с диагнозом слепота.
  4. Нередко психологию одаренности направляют на кафедру СП. Это объясняется тем, что в сочетании с гениальностью это считается отклонением от статистической нормы.
  5. Психология людей с недостатками личности и умственного развития.
  6. Олигофренопсихология. Это необходимо в процессе коррекции с умственно отсталыми детьми. Основная цель этого раздела — научить таких людей быть самодостаточными.
  7. Психология людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  8. Логопсихология. В этой области профессиональные дефектологи и психологи исправляют дефекты речи детей, которые не умеют правильно писать и осваивают новые навыки.

Некоторые специалисты рассматривают психологию сирот как одну из отраслей специальной психологии.

Число детей с особыми потребностями увеличивается с каждым годом. Это связано с тем:

  • глобальную экологическую ситуацию;
  • неправильный образ жизни.

Поэтому особая психология находится в постоянном развитии, спрос на нее растет с каждым годом.

Внутрисистемные связи

Связи между специальной и общей психологией проистекают из сходства их определений, методов и концептуального аппарата. Однако если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строения и развития психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности в нетипичном (девиантном и нарушенном) развитии.

Специальная психология и возрастная психология похожи друг на друга по общности своего предмета — развивающегося человека. Однако в то время как возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психических свойств, специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушение взаимодействия человека с окружающей средой.

Особенно интенсивное взаимодействие с педагогической психологией происходит при определении закономерностей овладения знаниями, навыками и способностями детей с атипией, при изучении изменений, происходящих в их психике в процессе учебно-воспитательной и педагогической работы.

Решение проблем интегрированного обучения детей с нарушениями развития требовало социально-психологического исследования и тем самым создало предпосылки для взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал основных положений специальной психологии пополнился понятиями об особенностях общения и взаимодействия людей с нетипичными для них условиями, в том же контексте проводится изучение личностных характеристик этой популяции.

История специальной психологии

До XX века научный интерес к людям с нарушениями развития был спорадическим. Массовый интерес к проблеме таких детей появился в Европе, США и России после введения обязательного школьного образования. Некоторые дети не могли учиться вместе со своими сверстниками: существовала необходимость в дифференциации, определении нормы.

В 1926 году психолог Лев Выготский, внесший большой вклад в отечественную и мировую науку, открыл «Лабораторию психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормальности.

Современная особая психология происходит из дефектологии. Специальная психология рассматривает нетипичного ребенка не как дефект, а как развивающую особенность, которая качественно отличает его от дефектологии. Восстановительная психология как самостоятельная отрасль науки возникла в 1960-х. Самыми ранними отраслями СП были тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология.

Сегодня отношение общества к «другим» детям меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.

Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от людей, которые отличаются от них самих. Постепенно общественная нравственность приходит к выводу, что недопустимо изолировать людей с ограниченными возможностями, людей с особенностями индивидуального развития.

Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны из наблюдений за детьми с нарушениями развития. Некоторые методики преподавания были первоначально разработаны для «специальных» детей, а затем адаптированы для общей педагогики.

Мария Монтессори, например, разработала методику преподавания для умственно отсталых детей, которая позволила детям лучше читать и писать, чем детям в обычных школах.

Определение специальной психологии

В течение многих лет проблемы исследования, обучения и воспитания детей с нарушениями развития интегрированы в дефектологию. Исследования в области дефектологии касались расстройств умственного развития с клинической, педагогической и психологической точек зрения.

Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая психолого-педагогические особенности людей с физическими и психическими отклонениями, обусловленными патологиями центральной нервной системы (ЦНС), нуждающихся в особых условиях воспитания, социальной адаптации и обучения.

Специальная психология занимается изучением причин, закономерностей и сущности девиантного (нарушенного) психического становления, психических свойств детей с дефицитом в формировании познавательной деятельности и волевой и эмоциональной сферы личности.

Цель, объект и предмет специальной психологии

Целью специальной психологии как науки является изучение закономерностей и особенностей формирования психики у инвалидов (ПД) в различных условиях.

В нем рассматриваются вопросы обоснования методов и приемов воспитания инвалидов; разработки и описания условий воспитания и обучения, учитывающих особенности ребенка-инвалида и вносящих максимально возможный вклад в преодоление его девиаций.

Объектом исследования в специальной психологии являются психологические закономерности и особенности формирования психики инвалида.

Это категория детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, интеллектуальными, физическими и другими отклонениями в психофизическом становлении.

Этот термин (дети-инвалиды) прошел многие этапы эволюции в своем становлении: «дети с отклонениями в развитии», «дефектные дети», «дети с проблемами развития», «дети с нарушениями развития», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети-инвалиды».

Предмет специальной психологии — изучение процесса формирования психики в особых условиях.

Само нарушение формирования, обусловленное влиянием этих условий, представляет собой стабильное изменение особенностей психического функционирования и темпа его возрастной динамики, существенно отклоняющееся от средних значений, соответствующих представленному возрасту.

Направления специальной психологии

Появление специальной психологии (из греческой специализации — своеобразной, особой) как самостоятельной области психологической науки и практики можно отнести к 1960-м годам. Специальная психология возникла и сформировалась как пограничная область знаний, тесно связанная с общей психологией, медициной и педагогикой и направленная на теоретическую и практическую дефектологию.

Самыми ранними сформировавшимися, как в теоретических, так и в прикладных ценностях, являются следующие течения специальной психологии как:

  • Глухая психология (сурдопсихология);
  • Психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
  • психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру клинико-психологических понятий и замене их психолого-педагогическими (вместо «психологии умственно отсталых» и «олигофренопсихологии» все чаще используются термины «психология детей с развитой (перманентной) интеллектуальной неполноценностью», «психология детей с когнитивной отсталостью» и другие). В дополнение к указанным полям, включает в себя современную специальную психологию:

  • Психология детей с задержкой психического развития;
  • Психология детей с поведенческими и эмоционально-волевыми расстройствами;
  • Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Психология детей с нарушениями речи;
  • психология детей с целостными нарушениями развития.

Специальная психология, с другой стороны, является важной частью дефектологии — интегративной научной области, включающей проблемы многомерного исследования, воспитания и подготовки детей и взрослых с нарушениями умственного и физического развития к трудовой деятельности и самостоятельной жизни в обществе.

С какими категориями людей работает

Исправительная психология работает со следующими лицами:

  • с детьми дошкольного и школьного возраста, которые страдают от депрессии или проявляют антисоциальное поведение;
  • с подростками, которые по разным причинам не контактируют со своими сверстниками;
  • с детьми и взрослыми с психическими и физическими отклонениями.

Как не привязываться к людям — психология отношений между мужчиной и женщиной.

Важная роль в коррекционной психологии отводится работе с ближайшим окружением и семьей особого ребенка.

Синопсис. Специальный психолог — это тот, кто доступен родителям ребенка, чтобы помочь им справиться с возникшими эмоциональными трудностями.

Семейная психотерапия

Приезд особенного человека в семью — это, прежде всего, испытание. Это часто сопровождается угнетающим чувством вины. Негативные чувства не оказывают наилучшего воздействия на ребенка. Поэтому специальный психолог помогает семье разработать алгоритм действий, который поможет облегчить или полностью преодолеть нарушения развития ребенка.

Благодаря эмпирическим и теоретико-методологическим знаниям, которые специальная психология сумела накопить за годы своего существования, создаются оптимальные условия для психологической и социальной адаптации людей с особыми потребностями и их дальнейшего социального самоопределения. Квалифицированная работа большинства психологов помогла многим людям занять достойную нишу в современном обществе.

Кому и в каких ситуациях может помочь коррекционная психология?

Пациентами коррекционного психолога в основном являются дети с нарушениями психического, соматического, сенсорного, интеллектуального, личностного и социального развития, а также взрослые с особыми образовательными потребностями, вызванными проблемами со здоровьем. Специалист также может помочь

  • Дети и подростки, которые очень возбудимы, склонны к агрессии и депрессии.
  • Дети, которые по разным причинам лишены контакта со своими сверстниками.
  • Дети и взрослые с ограниченными возможностями (слепые, глухонемые и т.д.).

Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы
Психологические лишения, возникающие в детстве, — это состояние, которое развивается в результате неудовлетворенной потребности ребенка в материнской любви, а также отсутствия двигательной активности и ощущений в широком смысле этого слова. По мнению психологов, потребность ребенка испытывать различные ощущения превосходит потребность в утолении голода и жажды. Поэтому, если ребенок ограничен в передвижении, не выходит из палаты (или больничной палаты), не контактирует со сверстниками и не имеет достаточного количества игрушек, его психическое развитие неизбежно ухудшается.

Для таких детей часто характерны повышенная возбудимость, агрессивность и частые депрессивные состояния. Даже младенцы, будучи плотно обернутыми, становятся беспокойными, потому что вынужденное ограничение движения отрицательно сказывается на благополучии ребенка.

Главной задачей реставрационной психологии (в пространстве нормального детства) является полноценное психологическое и личностное развитие ребенка.

Коррекция эмоциональной сферы происходит только после прояснения психологических проблем. Они могут быть обусловлены природными особенностями или сформированы воспитанием в семье или отношением учителя.

Тестирование эмоционально неустойчивых детей — бесполезное упражнение. Часто ребенку просто необходим человеческий контакт и понимание, хотя многие из них очень труднодоступны. Лучше оставить таких детей на некоторое время в покое, а потом попытаться заинтересовать их каким-либо видом деятельности.

Причины нарушений развития

Этиология (наука о причинах заболеваний) нарушений развития очень разнообразна. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредного фактора или их взаимное взаимодействие, определяющее специфику патологического процесса. Причины могут быть врожденными (наследственными) и приобретенными, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими. Отклонения в структуре и функции органов или всего организма в целом являются следствием нарушения работы нервной системы или конкретного анализатора и происходят во время внутриутробного (пренатального) и послеродового (постнатального) развития, а также непосредственно во время родов (перинатальный период).
Причины врожденных дефектов различны. К первой группе относятся патогенные причины (вызывающие отклонения), которые действуют на развивающийся плод во время внутриутробного развития. Это инфекции (инфицирование организма патогенными микроорганизмами), психологическая или физическая травма, токсикоз беременности (болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ — токсинов), интоксикация (отравление организма ядовитыми веществами), воздействие температуры (охлаждение), различные заболевания беременной женщины (заболевания сердца, легких, эндокринных желез).
Голод, недоедание и недостаточное питание матерей могут привести к недостатку у плода питательных веществ: белков, жиров, углеводов и витаминов.
Причинами внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных заболеваний (краснуха, грипп, корь и т.д.). Токсоплазмоз вызывает наиболее серьезные повреждения нервной системы, органов слуха и зрения, а также нарушения физического и психического развития. Патоген передается от матери к плоду через плаценту. Люди заражаются домашними животными и птицами. Врожденная краснуха связана с различными дефектами глаза, такими как катаракта (помутнение хрусталика) и нарушениями движения. К последствиям внутриутробной инфекции нервной системы относятся микроцефалия (значительное уменьшение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела), гидроцефалия (болезнь черепа, вызванная избытком спинномозговой жидкости, заполняющей полость черепа), спастический паралич и парез, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезии).
Под влиянием различных повреждений могут быть нарушены эндокринные железы, и в этом случае некоторые гормональные нарушения у беременных женщин отрицательно влияют на развитие плода.
Из-за несовместимости крови матери и плода с кровью резуса возможны различные изменения в мозге плода. В этом случае часто происходит повреждение подкорковых образований, участков височной коры и слуховых нервов.
Вторая группа патологических факторов включает наследственные генетические вариации организма. Они характеризуются разнообразием наследственных метаболических нарушений, поскольку наследственность часто определяется как свойство организмов воспроизводить подобный тип обмена веществ в течение нескольких поколений. Носителями такой информации являются гены, расположенные в хромосомах, нитевидные, самореплицирующиеся структуры ядра клетки. Наследуются только хромосомы с расположенными в них генами.
Патологии, вызванные аномальными хромосомными сетами, приводят к появлению у детей различных синдромов (синдром Дауна, Шереевского-Тёрнера, Кляйнфельтера и др.) Также наследуются различные типы глухоты и некоторые дефекты зрения (синдромы Ашера, Маршалла и др.). При хромосомных заболеваниях часто присутствует микроцефалия (недоразвитость коры больших полушарий головного мозга), которая вызывает глубокие интеллектуальные дефекты.
Они оказывают исключительно негативное влияние на потомство, вызывая врожденные пороки развития, алкоголизм и наркоманию среди родителей. В семьях алкоголиков рождается много детей с задержкой психического развития, тяжелыми заболеваниями центральной нервной системы и другими патологическими нарушениями. В то же время, даже умеренное, эпизодическое употребление алкоголя во время беременности или даже однократное употребление до зачатия может пагубно повлиять на судьбу будущего ребенка.
К приобретенным аномалиям относятся различные нарушения развития, вызванные изменениями в организме ребенка во время родов и в послеродовой период. К аномалиям при рождении обычно относятся механические повреждения плода (врожденная травма), связанные с неблагоприятным течением родов: длительные, продолжительные или быстрые, насильственные. Частое осложнение — кровоизлияние в мозг. Давление, деформация головы при использовании пинцета в случае длительных родов может привести к разрыву сосуда. Быстрая доставка может также привести к кровотечению из-за быстрого изменения внутриутробного давления на атмосферное.
Послеродовые приобретенные отклонения в развитии являются, главным образом, следствием заболеваний, пораженных в раннем детстве. К ним относятся инфекционные заболевания нервной системы, известные как нейроинфекции. К ним относятся воспалительные заболевания, вызываемые бактериями или вирусами (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, полиомиелит).
Менее распространенными причинами приобретенных расстройств являются различные виды травм (главным образом, слуховые и зрительные анализаторы, а также черепно-мозговая травма). Из-за патологических изменений в нервной системе черепно-мозговая травма может сопровождаться заметными изменениями в двигательных и психических функциях (паралич, умственная отсталость, неврозы, эпилепсия).
В некоторых случаях отравление может быть причиной аномалии. Отравление обычно поражает весь организм, но некоторые вещества особенно активно действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца и ртути и т.д.). Из лекарств большие дозы антибиотиков стрептомицина особенно токсичны: они могут привести к поражению слухового нерва, различным заболеваниям носоглотки, органов зрения.

Первичный дефект и вторичные отклонения

Дети-инвалиды — это дети, у которых наблюдаются значительные отклонения от нормального физического или психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и поэтому требуют особых условий обучения и воспитания.
Дети, чье физическое и умственное развитие не нарушено, несмотря на наличие какого-либо дефекта (например, потеря зрения на одном глазу), не классифицируются как дети-инвалиды.
В зависимости от типа инвалидности существуют следующие категории детей с ограниченными возможностями:
дети с сенсорными нарушениями:
— с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, рано ослепленные, поздно ослепленные);
— с нарушениями слуха (глухой, слабослышащий, ранняя глухота, поздняя глухота);
— с моторным нарушением или церебральным параличом;
дети с нарушениями интеллекта:
с дебилом:
— с нарушениями интеллекта (умственная отсталость (олигофренический и неолигофренический типы);
в замедлении:
— умственная отсталость;
дети с нарушениями речевого развития:
с нарушениями речи (дети с речевой патологией): алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание; обобщенная речевая патология, ТРНП, фтНП; дети с асинхронией развития:
— с расстройствами аутистического спектра, аутизмом и СДВГ;
дети с эмоционально-волевыми расстройствами:
— с дисгармоничным типом развития — различные психопатии у детей;
дети со сложными нарушениями:
— с комбинированными нарушениями, с множественными нарушениями развития, с многопроблемными детьми — глухими, умственно отсталыми глухими, умственно отсталыми с нарушениями зрения и др.

Причиной аномального развития является дефект (умственный или физический). Понятие «дефект» — центральное в специальной психологии — было разработано Л.С. Выготским (основателем отечественной дефектологии). Он установил, что структура дефекта неоднородна. Например, повреждение биологических систем (различные отделы ЦНС, анализаторы и т.д.) являются первичными симптомами отклонений — первичным дефектом. Л.С. Выготский рассматривал недоразвитие высших психических функций (например, речь и мышление у глухих людей, восприятие и пространственную ориентацию у слепых) и социальную сторону поведения как вторичные отклонения, не связанные напрямую с первичным дефектом, но обусловленные им. Он показал, что соотношение первичных и вторичных отклонений значительно усложняет структуру дефекта. Поэтому разнообразие форм аномального развития зависит, прежде всего, от степени повреждения ЦНС, места и времени возникновения дефекта.
Основной дефект может быть вызван биологическими факторами. Например, врожденная глухота как следствие внутриутробного поражения слухового аппарата; слепота как следствие раннего нарушения зрения; умственная отсталость как следствие органического поражения мозга; нарушение произношения звуков, вызванное анатомическими дефектами структуры артикуляторного аппарата. Принимая во внимание такие дефекты, как глухота, слепота, умственная отсталость, Л.С. Выготский отметил, что причины, вызывающие их (в принципе, это различные заболевания, травмы, иногда наследственность), приводят к возникновению первичного расстройства в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное расстройство. Например, первичным расстройством при слепоте является исключение или остро выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте — острые нарушения или полное исключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга (то есть, прежде всего, дефекты мышления).
Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к специфическим изменениям во всем ментальном развитии ребенка, что проявляется в появлении вторичных и последующих нарушений в сфере умственной деятельности. Все они обусловлены первичными расстройствами и зависят от их природы (т.е. типа первичного расстройства), степени тяжести и времени возникновения.
Например, в случае глухоты первичным дефектом является нарушение или серьезное отсутствие слухового восприятия. Вторым дефектом является нарушение речевого развития, так как речевая речь при отсутствии слуха не развивается самостоятельно (как это происходит у ребенка со слухом). Нарушение речи, в свою очередь, негативно влияет на развитие мыслительной деятельности, недостатки которой выступают в качестве дефектов третьего порядка.
В настоящее время лишь небольшая часть людей, которых описывают как практически слепых, являются полностью (полностью) слепыми (например, в школах для слепых детей число таких детей не превышает 7%), остальные в некоторой степени имеют так называемое остаточное зрение, т.е. характеризуются не полным отсутствием зрительного восприятия, а его грубой недостаточностью и почти отсутствием возможности использования зрительных возможностей. Аналогичная картина наблюдается и в случае глухоты. При частичном нарушении слуха — у слабослышащих детей — первичный дефект слабее, а речевые нарушения носят качественно иной характер, так как речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя и характеризуется рядом дефектов: дефекты произношения и грамматики, ограниченная лексика, запоздалое формирование понятий и их неточность и др. Эти дефекты также приводят к нарушениям в формировании мыслительной активности и другим дефектам.
В случае потери слуха в возрасте, когда вербальная речь уже в основном развита, например, после 6 лет, вторичные недостатки и дефекты становятся еще менее очевидными.
У детей с некоторыми первичными дефектами возникают неизбежные вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Так, если ребенок рождается глухим, или глухота наступает в первый год жизни, т.е. до периода овладения речью (следует отметить, что у глухих детей обычно развивается шум в ушах), вследствие чего происходит выключение звука — вторичное отклонение в развитии ребенка, так как исключительную роль в развитии речи играет слуховой анализатор (сложный нервный механизм, который получает и дифференцирует звуковые стимулы). Кроме того, трудности в освоении речи приводят к вербально-логическим нарушениям мышления у глухих детей, негативно влияют на формирование характера и личности в целом.
Слепота также влияет на формирование вторичных расстройств — отсутствие пространственной ориентации, особенности походки, характерные особенности.
Вторичные отклонения в умственной отсталости проявляются в преувеличенной самооценке, негативизме (немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно сопротивляющихся требованиям других), недоразвитой воле, невротическом поведении.
У детей с дефектами речи также наблюдаются вторичные отклонения. Например, нарушение звукообразования и фонемного восприятия влияет на развитие письменной речи; заикание вызывает изменение личности ребенка (невротические реакции, фиксация на дефекте, боязнь речи и т.д.).
Следует отметить, что первичный дефект и вторичный дефект имеют очень тесную взаимосвязь, поэтому, например, при определенных условиях, вторичные симптомы влияют на первичный фактор (если нет специально организованных уроков по развитию оральной речи для слабовидящих детей, то есть, если они не используют остаточный слух, то дефект будет увеличиваться).
Для исправления первичного дефекта необходимо преодолеть средние отклонения в процессе специального образования. Следует отметить, что чем раньше начнется коррекционно-воспитательная работа, тем эффективнее будет ее эффект и, таким образом, будут предотвращены другие возможные нарушения.
В процессе нарушенного развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности детского организма. Они являются способом адаптации личности ребенка к определенному нарушению развития. Например, в процессе общения глухих жестами развивается речевая система: имитационная и жестикуляционная речь; у слепых резко развивается чувство дистанции, слуховая память, осязание (кинестетическое восприятие объектов, на основе которого формируется способность формировать представления об объектах).
Таким образом, вторичная инвалидность имеет положительные аспекты, так как положительная оценка ее служит необходимой основой для развития специальной подготовки и обучения, основанных на потенциале детей. Источником адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохраненные анализаторы (нейронные механизмы, с помощью которых происходит прием и анализ стимулов из внешней и внутренней среды организма). Интенсивное их использование, выполнение функций нарушенного анализатора способствует процессу компенсации.

Общие и специфические закономерности психического развития

В отечественной психологии интерес к закономерностям умственного развития в различных типах отклонений возник давно. Л.С. Выготский первым попытался осознанно рассмотреть проблему закономерностей умственного развития, проявляющихся в различных типах отклонений, и выделить некоторые из них.
В качестве общей закономерности аномального развития Л.С. Выготский выделил появление вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с тем или иным видом инвалидности. В то же время он обратил внимание на еще одну закономерность, которая проявляется в трудностях во взаимодействии с социальной средой и в нарушении связи с окружающим миром всех детей с нарушениями развития. Рассматривая проблему общности и уникальности нарушений развития, Д.И.Шифф формулирует эту закономерность следующим образом:
«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность эффектов, порождаемых дефектом, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». В нем также отмечается, что у детей с нарушениями развития всех категорий имеются нарушения в общении с помощью речи, хотя они проявляются в различной степени и в разных формах.
Установление закономерностей функционирования изучаемой группы явлений и особенностей, отражающих уникальность каждого из них, является одной из важнейших задач каждой области науки, и особая психология не является исключением из этого правила. Если мы приведем их в порядок важности и обобщения, то, конечно, в первую очередь следует упомянуть о сниженной способности получать и обрабатывать информацию по сравнению с теми, которые наблюдаются у нормально развивающихся детей. При всех видах неупорядоченного развития объем информации, который может быть принят за единицу времени, в некоторой степени меньше, чем обычно. Дети с нарушениями умственного развития нуждаются в большем количестве времени для восприятия информации, чем нормально развивающийся ребенок. Кроме того, увеличение порога чувствительности (например, при потере слуха) приводит к увеличению шума, что влияет на точность получаемой информации, приводя к искажению. Обработка информации задерживается. При использовании терминов «получение» и «обработка» информации важно помнить, что соответствующие понятия охватывают целый ряд психических процессов и явлений различного уровня и сложности организации. К ним относятся сенсорные процессы — ощущения и восприятие — и когнитивные процессы, такие как мышление, память, представления и речь. Следовательно, причины снижения скорости восприятия и обработки информации могут сильно различаться.
Во-первых, такими причинами могут быть дефекты сенсорного входа, т.е. рецепторной части анализатора (органа чувств), или они могут проявляться в неисправности центральной части анализатора, его коры головного мозга — соответствующей области коры головного мозга.
Человек также может реагировать на стимулы, которые не достигают более высокого уровня коры головного мозга центральной нервной системы, как это происходит при инстинктивных ответах, но когда мы говорим о получении и обработке информации, мы обычно имеем в виду сигналы, которые достигают коры головного мозга.
Поиск причин снижения скорости получения и обработки информации позволит определить конкретные проявления этой общей закономерности для каждой отдельной формы нарушения развития.
Относительно менее трудно оценить, какая связь в системе приема и обработки информации нарушена в случае сенсорных повреждений, и особенно в отношении информации, полученной поврежденным анализатором, например, в отношении слуховой информации в случае повреждения слуха. В таких случаях значительно выражается снижение темпов и объема получаемой информации.
Однако это происходит и при приеме стимулов, действующих на сохраненные органы чувств. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов показывают, что у глухих детей снижение скорости приема и обработки информации, по крайней мере, до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня психического развития, достаточно отчетливо проявляется по отношению к информации, полученной визуально. Это проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной двигательной реакции на зрительный раздражитель, как показал И.И. Шифф, удлинением времени, необходимого для восприятия объектов или изображений (И.М. Соловьев). Как установлено в исследованиях И.М. Соловьева, А.П. Гозова и др., для глухих детей характерны более низкая точность зрительного восприятия, уменьшение количества воспринимаемых деталей наряду с осложнением условий восприятия. Те же исследователи обнаружили аналогичные трудности в тактильном восприятии у глухих людей. Л.И. Переслени, используя тактильно-вибрационные сигналы различной степени сложности, показал проявление этой закономерности у детей с задержкой психического развития. В этом случае ясно видно, что по мере взросления умственно отсталых детей эти показатели приближаются к значениям периодов латентной реакции на сигналы, регистрируемые у нормально развивающихся школьников того же возраста.

Предмет и задачи коррекционной психологии

Коррекционная психология — одна из отраслей психологии, объектом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом — аномальные дети.

Термин «аномалия» (от греческого anomalos — «ненадлежащий») означает нарушение нормы, общей схемы организации и является широким по отношению к любой ошибке развития — анатомической, биохимической, функциональной.

В национальной специальной психологии термин «ненормальные дети» относится к категории детей с врожденными или приобретенными нарушениями умственного и физического развития, которые должны обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Согласно классификации отклонений в развитии, принятых в дефектологии, группы детей с дефектами: нарушения интеллекта; нарушения зрения; нарушения речи; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата; умственная отсталость; комбинированные дефекты.

Определяется следующий круг полномочий для специальной психологии:

1) выявление общих закономерностей умственного развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии; в результате исследования L.V. Занькова, Ж. I. Шифф, Т.А. Власова В.И., Любовский В.И. доказали, что основные закономерности психического развития аномального и нормально развивающегося ребенка являются общими и носят сценический характер: возрастная периодизация, формирование мыслительных функций (от зрительно-моторного до вербально-логического мышления), память и др. Условия формирования и качество достижений различны);

2) Выявление общих закономерностей психического развития, характерных для всех детей с нарушениями развития. Л.С. Выготский вывел закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменении развития личности аномального ребенка в целом);

3) выявление специфических закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалиями развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Ю. Рубинштейн, Л.В. Заньков, Я.И. Шифф и др.;)

4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными отклонениями;

5) определить связь процесса психического развития с особенностями, спецификой расстройств;

6) разработка мероприятий по развитию компенсаторной способности организма к преодолению дефектов умственного развития;

7) разработать меры по предотвращению проявлений вторичных и третичных психических дефектов у детей с отклонениями;

(8) Проводить исследования с целью поиска оптимальных условий для обучения и воспитания детей с расстройствами;

9) разрабатывать меры по оказанию психолого-педагогической, социальной, медицинской помощи для эффективной интеграции детей с нарушениями развития в общество.

Отрасль коррекционной психологии. Ее связь с другими науками

Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками; это взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые, в свою очередь, состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.

Первый блок может включать в себя педагогику, которая подразделяется на общую педагогику, методы преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с нарушениями развития. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой способствует развитию детей с врожденными или приобретенными дефектами. Кроме того, научное сотрудничество позволяет взглянуть на процесс развития инвалида с научной точки зрения. Мультидисциплинарное изучение одной проблемы позволяет найти подробные ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения людей с ограниченными возможностями, а также устраняет односторонний подход, который в большинстве случаев является ошибочным.

Второй блок включает в себя медицину: анатомию, физиологию, психиатрию, невропатологию. Связь восстановительной педагогики с медициной настолько тесна, что разделить их сферы влияния практически невозможно, поскольку психологическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, в том числе в реставрационной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «слабоумие» и т.д. Установление диагноза, основанного на различных отраслях медицины, несомненно, позволяет добиться более эффективных результатов в лечении и обучении.

Третий блок — гуманитарный, который состоит из философии, социологии и психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии с гуманитарными науками позволяет накапливать знания, цель которых такая же, как и у всех других отраслей науки: для эффективного и понятного образования людей с нарушениями развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют взглянуть на многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методов восстановительной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.

Использование знаний и опыта многих независимых наук и отраслей науки дает дополнительную возможность специалистам реставрационной психологии подобрать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.

Основные методыкоррекционной психологии

Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологической науки, основана на общих методологических предположениях диалектического материализма. Принцип детерминизма важен для понимания психического развития. Это означает, что, во-первых, все психические явления, как и психика в целом, задуманы как проявления, причинно-следственно обусловленные объективной реальностью, как отражение этой реальности; во-вторых, все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, этот принцип подразумевает при изучении психических явлений обязательное определение причин, вызвавших эти явления. Детерминизм в своем философском смысле означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакцию человека, а действует через внутренние условия.

Принцип разработки заключается в анализе процесса формирования дефекта, в объяснении того, какое изменение в предыдущей разработке является продуктом этого дефекта. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, и правильная характеристика любого ментального явления возможна только в том случае, если в одно время объясняются его характерные черты в данный момент времени, причины изменения, а также возможные перспективы дальнейшего изменения. Таким образом, принцип развития фокусируется не на статическом описании дефекта, а на объяснении динамики его развития. Философская доктрина, касающаяся сущности развития, его причинно-следственных связей и появления нового, стала отправной точкой в развитии проблемы изучения детей с ограниченными возможностями и применяется на практике во многих направлениях.

Принцип единства сознания и действия. Известно, что биологически наследственные свойства являются одним из условий формирования психических функций. Человеку необходимо овладеть миром рукотворных предметов и явлений. Именно деятельность является условием формирования, фактором формирования и объектом применения человеческого сознания.

Принцип единства сознания и действия означает, что сознание является регулятором поведения и действия человека. Однако, по мнению А.Н. Леонтьева, дело не в том, чтобы указывать на активную управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в понимании сознания как субъективного продукта, как преобразованной формы проявления тех социальных в его природе отношений, которые реализуются действиями человека в материальном мире. При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Принципы и методы специальной психологии

Специальная психология основана на следующих основных принципах:
— системность (изучение конкретной нарушенной функции, процесса ее развития и коррекции, предполагает влияние на всю личность ребенка-инвалида в связи с другими аспектами его психического развития);
— Принцип комплексности (ликвидация любого расстройства должна быть всеобъемлющей, медицинской, психологической и педагогической);
— принцип развития (назначение в коррекционной работе тех проблем, трудностей и стадий, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
— онтогенетический принцип (при разработке методов коррекционно-педагогического вмешательства учитывается порядок возникновения форм и функций организма, например, речи, а также активность ребенка в онтогенезе);
— принцип коррекции (система действий, направленных на преодоление или ослабление дефектов психофизического развития);
— Принцип компенсации (процесс восстановления функции организма при нарушении или утрате любой функции организма);
— общие принципы преподавания (доказательность, доступность, добросовестность, индивидуальный подход и т.д.).
В специальной психологии нет специальных, специфических методов исследования. Как и в целом, в детской и педагогической психологии используются индивидуальные и групповые психологические лабораторные эксперименты, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменной работы детей, изучение их рисунков, предметов, выполненных ими в процессе производственной практики и т.д.), допросные, проекционные методы, тесты, педагогические эксперименты, условно-рефлекторные методы. Каждый метод используется для конкретной цели и с учетом специфики объекта исследования. Таким образом, экспериментальные психологические приемы, применяемые в индивидуальных или групповых лабораторных психологических экспериментах, которые представляют собой разнообразные задачи, выполнение которых требует использования исследователем определенных операций или видов деятельности, позволяют выявить наличие и особенности этих видов деятельности у исследуемого ребенка и его личностные характеристики.
Практически каждое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, дает нам в той или иной степени понимание интеллектуальных способностей ребенка, потому что для выполнения задания необходимо понимать инструкции и, исходя из этого понимания, совершать определенные действия. Чем сложнее обучение, тем больше вовлечение мыслительных процессов в понимание (независимо от сложности самой задачи). Это следует учитывать при проведении экспериментов с детьми с нарушениями развития. Из этого уже видно, что каждая из экспериментальных психологических методик имеет ограничения, связанные с особенностями рассматриваемой развивающей дисфункции, а также некоторые возрастные ограничения на их применение. Например, вопросники могут использоваться при тестировании детей с ограниченными возможностями в более старшем возрасте, хотя в экспериментах с нормально развивающимися детьми это можно сделать еще раньше.
Метод наблюдения имеет особое значение при изучении детей с ограниченными возможностями. В силу ряда особенностей этих детей использование экспериментальных методик в раннем школьном и дошкольном возрасте часто не дает достоверных результатов. В то же время целенаправленное отслеживание поведенческих проявлений может дать многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка также должно осуществляться в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может во многом способствовать пониманию характера трудностей, с которыми сталкивается ребенок при выполнении различных задач.
Метод задания вопросов родителям, опекунам, учителям для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем школьном возрасте требует специальной проработки, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем за короткие периоды специально организованного наблюдения, а теми, кто видит ребенка ежедневно в течение многих часов, кто наблюдает за динамикой его развития на протяжении длительного периода времени.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Для того чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были значимыми и плодотворными, данные, полученные при изучении конкретной группы детей с ОВ, обязательно должны быть сопоставлены с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в специальных психологических исследованиях всегда для сравнения организуются контрольные группы.
Особенно плодотворными являются исследования, в которых изучается один и тот же психический феномен с участием детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко увидеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения специфики коррекционно-педагогических вмешательств, необходимых для успешного обучения этих детей.
Важной методологической проблемой в специальной психологии является разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку некоторые категории детей с нарушениями развития имеют значительные недостатки в устной речи, которые затрудняют понимание устных команд и реагирование на устные задания, определить уровень психического развития этих детей с помощью устных заданий трудно, а то и невозможно.
Невербальные задачи, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или характеристиках восприятия.
Полностью противоположная ситуация возникает при обследовании детей с глубокими нарушениями зрения. Выполнение визуально воспринимаемых задач становится невозможным. Некоторые задачи визуального характера могут быть представлены в рельефе, воспринимаемом тактильно. Однако не все техники могут быть преобразованы таким образом. Поэтому вербальные задания и их особый подбор с учетом специфики речи слабовидящих людей становятся гораздо более важными, чем при изучении людей с нормальным зрением.
Таким образом, можно конкретно констатировать, что в научных психологических исследованиях специальная психология использует следующие методы:
I. Эмпирическая группа методов:
— Наблюдение (сознательное изучение явлений в природных условиях) — метод наблюдения;
— Интервью или опрос (проводится по заранее запланированному плану); устные методы (анкеты, интервью, тесты и т.д.) — психодиагностические методы;
— Эксперимент (лабораторный, природный, продольный, направленный, формирующий и контролирующий, психолого-педагогический, дидактический, развивающий и т.д.).
— Сбор и анализ анамнестической информации — биографический метод.
II. Группа социометрических методов (изучение межличностных отношений в группе):
III. Анализ результатов деятельности детей (индивидуальный метод исследования);
IV. Математический и статистический метод (количественный и качественный)
анализ данных).
Широко используется метод использования современных OSP (технических средств обучения): компьютеры, мультипроекторы, интонографы, BOS, фонографы и др. Как правило, в научных исследованиях используется не один, а группа взаимодействующих методов.
Условием различения и функционирования любой науки является наличие в ней соответствующего концептуального и категориального аппарата.

Методы оказания психологической помощи

Прежде всего, необходимо определить причины, вызвавшие тот или иной психический феномен. Затем узнать возможные перспективы дальнейших изменений и динамику их развития. В связи с тем, что при аномальной активности детей характеризуется уровень их развития, психолог должен осознавать принцип единства сознания (регулятора поведения человека) и деятельности.

Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы
Выбор метода лечения ребенка зависит не только от его психического состояния, но и от сложности психологических расстройств. Это могут быть наблюдательные, разговорные, различные психофизиологические методы, анамнестические и биографические методы, изучение творческих продуктов, стандартизированные и нестандартизированные методики.

Как правило, лечение этой категории детей проводится с помощью игровой терапии, арт-терапевтических методик, эмаготерапии (лечение изображениями), а также коррекционного лечения музыкой. В этом случае ребенок может пережить свои ранее подавленные чувства.

С помощью сказочной терапии дети отождествляют себя со сказочными персонажами, вместе с ними переживают внутриличностные конфликты и переживания, а затем успешно их разрешают. Все психологические знания должны быть представлены в соответствии с возрастом. Это поможет им справиться с чувством неполноценности и одиночества, а также освободиться от гнетущих эмоций, чувства стыда или вины.

Конечно, выбор психолога-корректора зависит от родителей или опекунов. Самое главное, что это должен быть профессионал, который вызывает чувство сочувствия и доверия, который может контролировать свое поведение, и который имеет терпение, находчивость и способность к установлению взаимопонимания.

Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии

Как правило, психологическая коррекция проводится с детьми с использованием дидактических игр, подобранных таким образом, чтобы активировать те области, в которых есть проблемы.

Высокоразвитые психические функции помогут не только в процессе обучения, но и в работе. Например, хорошая память облегчит запоминание больших объемов информации, сэкономит ваше время и повысит производительность и качество работы.

Категории специальной психологии

Дети-инвалиды — дети без ограничений жизнедеятельности — те дети (дети-инвалиды), которые не могут развиваться, обучаться, без специальной дефектологической помощи нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Категории детей с ограниченными возможностями — дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), дети с задержкой психического развития (умственной отсталостью), дети с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие), дети с церебральным параличом, ОДА, ЗРД (РАН), нарушениями речи (ТНР, ФНР, ОНР).
Специальная психология как область дефектологии и психологии в целом оперирует несколькими основными психологическими категориями.
Обучение представляет собой двусторонний, контролируемый процесс, который включает в себя активную познавательную деятельность детей, направленную на приобретение знаний, навыков и умений, а также педагогическое направление этой деятельности.
Учебный процесс выполняет образовательные, воспитательные и развивающие функции в их органичном единстве.
Образование и развитие детей с ограниченными возможностями является основным средством подготовки их к социально полезной жизни.
Развитие ребенка-инвалида более чем обычно зависит от образования. Поэтому отсутствие подготовки или ее преждевременный запуск наносит необратимый ущерб развитию детей-инвалидов, усугубляет задержку по отношению к нормальному росту психофизиологических функций организма в процессе онтогенеза.
Специальная психология занимается дидактикой (теория воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в различных условиях). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса для различных типов специальных учебных заведений (а их сейчас более 10) с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения и решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в специальной психологии. Проблема профессионального обучения и воспитания детей-инвалидов также является центральной, так как она не только готовит учащихся к общественной жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует ослаблению дефектов умственного и физического развития.
Воспитание — это целенаправленное, системное, организованное управление процессом формирования у человека определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей в соответствии с потребностями общества.
Воспитательная работа с ребенком-инвалидом проводится с учетом его индивидуальных особенностей и возраста, направлена на формирование у него навыков самообслуживания, труда, культуры поведения, умения жить и работать в обществе, а также заключается в создании благоприятных условий для компенсации его инвалидности и исправления дефектов, вызванных этим дефектом. Воспитание ребенка-инвалида требует чуткого, тактичного отношения окружающих к его умственному или физическому недостатку, исключая фиксацию внимания на дефекте, подчеркивая его неполноценность.
Коррекция — это система педагогических и терапевтических мероприятий, направленных на исправление или ослабление дефектов умственного или физического развития детей. Под коррекцией мы понимаем как исправление отдельных дефектов, так и общее влияние на личность аномального ребенка в процессе его воспитания и воспитания. В то же время часто используется термин «коррекционно-воспитательная работа». Коррекционно-воспитательная работа включает в себя весь процесс воспитания, всю систему функционирования специальных учреждений.
В некоторых случаях детям с ограниченными возможностями требуются терапевтические и корректирующие меры (физиотерапия, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, медикаментозная терапия и т.д.).
В зависимости от типа специального учреждения формы и методы коррекционно-воспитательной работы различны, но все методы направлены на всестороннее физическое и психическое развитие детей.
Компенсация — это сложный, многогранный процесс реорганизации функций организма при нарушении или потере любой функции. Например, компенсация функции зрительного анализатора у слепого ребенка (врожденная слепота) возможна за счет развития осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожи и кинестетических анализаторов.
ЦНС играет важную роль в разработке компенсаций. Л.С. Выготский писал, что «…утрата функции приводит к появлению новых образований, составляющих в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития…».
Компенсационные процессы не могут полностью исправить дефект, но они помогают преодолеть трудности, вызванные дефектом. Чем раньше начинаются специальные педагогические мероприятия, тем лучше развивается процесс компенсации. Высшая форма компенсации; она означает всестороннее развитие личности ребенка. (О.И. Скороходова).
Тем не менее, для некоторых форм ослабленного развития лимиты компенсации ограничены. Например, в случае глубокой умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокая умственная отсталость препятствует развитию высших психических процессов.
Декомпенсация — разрушение компенсаторных механизмов (болезненные процессы, психические перегрузки, стресс).
Социальная реабилитация — включение аномального ребенка в социальную среду, включение в социальную жизнь и работу на уровне его психофизических возможностей.
Реабилитационные мероприятия — система специально подобранных методов и приемов, направленных на достижение социальной реабилитации (лечение наркомании, специальное образование и воспитание, профессиональное обучение).
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и лечение патологических состояний у малолетних детей, не приспособившихся к социальной среде, что приводит к необратимой потере возможностей учиться, работать и быть полезным членом общества.
Социальная адаптация — это активная адаптация к социальной среде через усвоение и принятие целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Приведение индивидуального и группового поведения детей с ОВ в соответствие с системой социальных норм и ценностей является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы. Однако она осложняется трудностями, возникающими из-за существующих дефектов. Некоторые дети с ограниченными возможностями имеют ограниченную способность адекватно реагировать на изменения (например, усложнение требований приводит к отклонению в поведении).
Специальная психология оперирует многими другими категориями и понятиями, которые будут раскрыты в сопроводительных записках к соответствующим темам.

Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?

Существует огромное количество литературы по возрастной психологии. Я выделяю основные маркеры, на которые нужно обратить внимание.

В возрасте 3 месяцев появляется комплекс говорящего лица, ребенок отвечает улыбкой и глазами следует за движущимся предметом.

В 4 месяца малыш находит предмет по звуку, поворачивается из стороны в сторону и останавливается, плача, чтобы увидеть реакцию родителей.

В возрасте 5 месяцев, акт захвата хорошо развит, она различает знакомых и незнакомых людей, и улыбается себе в зеркало.

В возрасте 6 месяцев он проявляет активный интерес к предметам.

В возрасте 7 месяцев она хорошо ползает и стоит на четвереньках.

К 8 месяцам развивается тревога по поводу разлуки, ребенок ложится и сидит сам по себе.

В 9 месяцев ребёнок уже знает своё имя и поворачивается, когда ему звонят. 10-месячный ребенок делает шаги, держась за опору.

К 11-12 месяцам возраста улучшается деятельность, интерес к объектам и взаимодействие с ними.

В возрасте 2-3 лет важным фактором является развитие речи. Вы можете беспокоиться, если ваш ребенок не издает звуков, не показывает предметы на картинке, не понимает простых слов, не следует инструкциям, не отвечает на простые вопросы.

В дошкольном возрасте ребенок должен знать названия цветов и оттенков, уметь классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи. Он может нажимать кнопки самостоятельно и следовать правилам поведения.

В школьном возрасте поводом для беспокойства должен быть ребенок, который не может поддерживать внимание в течение длительного времени, который испытывает трудности с выполнением инструкций, который не является независимым, который гиперактивен, например, ходит по классу во время уроков или кричит со своего места. Тот факт, что игровые мотивы преобладают над учебными заданиями, может указывать на то, что ребенок не готов к школе.

Поэтому специальный психолог выполняет широкий спектр задач в сотрудничестве с семьей и близким окружением ребенка, а также с другими специалистами.

О профессии Коррекционного психолога, специального психолога

Коррекционный психолог (специальный психолог) — специалист, работающий с особыми условиями, которые возникают преимущественно в детском и подростковом возрасте под воздействием различных групп факторов, проявляющихся в задержке или выраженных особенностях психосоциального развития ребенка, которые затрудняют его социально-психологическую адаптацию, интеграцию в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В задачи корректирующего психолога могут входить:

  • Исследование

Коррекционный психолог (специальный психолог) — специалист, работающий с особыми условиями, которые возникают преимущественно в детском и подростковом возрасте под воздействием различных групп факторов, проявляющихся в задержке или выраженных особенностях психосоциального развития ребенка, которые затрудняют его социально-психологическую адаптацию, интеграцию в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В задачи корректирующего психолога могут входить:

  • Изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными умственными и физическими недостатками в различных условиях, и особенно в условиях восстановительного образования;
  • Создание и применение методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
  • Разработка средств психологической коррекции нарушений развития;
  • Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
  • Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей и взрослых с нарушениями развития в различных условиях;
  • Психологическое исследование социальной адаптации людей с нарушениями развития;
  • Психологическая коррекция неадекватного поведения.

К отраслям специальной психологии относятся: тифлопсихология — психология слепых, сурдопсихология — психология глухих, олигофренопсихология — психология умственно отсталых, логопсихология — психология людей с нарушениями речи, психология людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология людей с умственной отсталостью, психология людей со сложной или комбинированной инвалидностью.

Несмотря на то, что специальная психология развивается как психологическая наука, многие ученые рассматривают ее как отрасль дефектологии. На практике он занимает промежуточное положение и частично запечатлевает задачи и знания обеих наук. И наоборот, при отсутствии специального психолога в учебном заведении или центре его задачи могут быть успешно решены квалифицированным психологом и дефектологом, сочетая усилия и опыт.

Профессия «Коррекционный психолог, специальный психолог» на рынке труда России

По статистике популярных сайтов вакансий, за последние 30 дней в России за последние 30 дней в 2 Корпусных психологах, Специальных психологах с оплатой труда появилось 2350 вакансий.

Зарплаты

Среднее количество — 23 000

Минимум — 16 100

Максимальное значение — 102 700

Максимальное число вакансий для конкретных должностей

Психолог с особыми потребностями — 1 175 вакансий

Исправительный психолог — 1 175 вакансий

Деятельность специального психолога

Специальный психолог занимается диагностикой и социально-психологической адаптацией детей и подростков с проблемами развития (слепота, глухота, церебральный паралич, аутизм, умственная отсталость, нарушения речи и т.д.). Специалист оценивает развитие ребенка во всех сферах: когнитивная сфера (интеллект, мышление, внимание, память, сенсомоторное развитие и т.д.), эмоционально-волевая сфера, коммуникативные навыки, поведение и речь. В задачи специального психолога также входит разработка обучающих и развивающих программ для детей с особыми потребностями, помощь в создании инклюзивной среды и повышении толерантности в обществе, а также консультации с членами семьи, в которой проживают дети с особыми потребностями: их родителями и другими родственниками. А в зависимости от поступившего заявления и результатов психологического обследования, специалист дает рекомендации по выбору учебного заведения, образовательного пути или коррекции программы надомного образования, если такая форма существует.

Специалист-психолог также проводит занятия, направленные на развитие навыков, представляющих интерес для ребенка (например, улучшение коммуникативных навыков), и помогает в решении психоэмоциональных проблем (избавление от тревоги, навязчивых мыслей и т.д.).

При необходимости корректирующий психолог может также работать со взрослыми, имеющими вышеупомянутые недостатки. Основная цель работы психолога с особыми потребностями — сделать личность клиента как можно более гармоничной, приспособленной к самой инвалидности, ситуации ее развития и адаптированной к обществу.

В своей работе этот специалист руководствуется структурой психики клиента, имеющей так называемый первичный дефект (врожденный или приобретенный). Например, для слепого ребенка характерна особенность психического развития, вызванная слепотой (вторичный дефект). И со временем у такого ребенка могут появиться третичные дефекты — это уже производные умственного развития: система самосознания, самооценки, отношений с миром, другими людьми, жизненной позиции (то, что мы называем проявлениями «личности»). Поэтому, действуя по вторичному дефекту, вовремя компенсируя дефицитные свойства психики, выстраивая правильную педагогическую среду дома, в семье и в учебном заведении, специалист, совместно с родственниками особого ребенка, положительно влияет на личность формирующегося человека и его социальную компетентность, социализацию. В современном мире у людей с ограниченными возможностями появляется все больше возможностей; создаются различные программы для того, чтобы люди, не говорящие по-английски, могли общаться, люди с церебральным параличом и проблемами с передвижением могли двигаться и т.д. Общество становится более лояльным к различным социальным группам, а это означает, что перспективы для детей с ограниченными возможностями растут.

Соответственно, выделяются следующие направления работы специального психолога:

  • диагностика
  • коррекционные занятия
  • рекомендации по учебным планам и институциональному отбору
  • разработка учебной программы
  • руководство по вопросам занятости и обеспечения средств к существованию для растущих детей
  • семейная консультация
  • деятельность, связанная с развитием инклюзивной среды и терпимости в обществе.

Виды специальной психологии

Специальная психология делится на несколько видов по названию расстройств здоровья человека:

  1. Тилопсихология (психолог работает с детьми с нарушениями зрения)
  2. Психология слуха (нарушение слуха)
  3. Олигофренопсихология (умственная отсталость)
  4. Логопсихология (речевые нарушения)
  5. Психология людей с эмоционально-волевыми расстройствами (аутизм, расстройства аутистического спектра)
  6. Психология лиц с ограниченной подвижностью (церебральный паралич)
  7. Психология людей с задержкой психического развития (умственная отсталость)
  8. Психология людей со сложной или сопутствующей инвалидностью.

Несмотря на то, что специальная психология развивается как психологическая наука, многие ученые рассматривают ее как отрасль дефектологии. На практике он занимает промежуточное положение и частично поглощает задачи и знания обеих наук. И наоборот, при отсутствии специального психолога в учебном заведении или центре его задачи могут быть успешно решены квалифицированным психологом и дефектологом, сочетая усилия и опыт.

В Центре «Эмбер» работают дефектолог и специальный психолог. Если Вам или Вашему ребенку нужна консультация или занятия с этим специалистом, Вы можете обратиться в наш центр.

Мы также предоставляем психологические и педагогические консультации, т.е. диагностические консультации с несколькими специалистами в смежных областях. В результате этих консультаций разрабатываются рекомендации и создается корректирующий маршрут. При необходимости заключения специалистов оформляются на фирменном бланке Центра.

Структура специальной психологии

Структура современной специальной психологии состоит из многих самостоятельных психологических дисциплин:

  1. олигофренопсихология (наука, изучающая особенности психического становления детей с интеллектуальной патологией);
  2. Сурдопсихология (наука, изучающая особенности формирования психики у детей с нарушениями слуха);
  3. тифлопсихология (наука, посвященная изучению особенностей формирования психики у детей с нарушениями зрения);
  4. Логопсихология (наука, изучающая особенности формирования психики у детей с дефектами речи).

Следует отметить, что происходит постоянный процесс появления новых направлений исследований в специальной психологии, таких как изучение детей с расстройствами аутистического спектра (РСД) или PAD, синдрома Дауна, двигательных расстройств, поведенческих расстройств и других нарушений — глухота, слепота или глухота с умственной неполноценностью и др.

В условиях специального образования и воспитания у детей с нарушениями развития корректируются или смягчаются их биологически обусловленные недостатки. Эта система фактически является методологической основой дефектологии, позволяющей оптимистично оценивать возможности формирования на основе дефектов.

Баулина М. Е. — Нейропсихология. Учебник для вузов

В этом учебнике нового поколения рассматривается развитие науки о мозге и появление нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологических знаний, анатомические и физиологические принципы функционирования мозга, синдромы…

Баронин А.С. - Этнопсихология.

Баронин А. С. — Этнопсихология

В учебнике рассматриваются основные проблемы этнической психологии — отрасли социальной психологии, которая занимается изучением поведенческих характеристик, эмоциональных реакций, психики, природы этнических общностей. Такие понятия, как…

Петруня О.Е. - Юридическая психология.
Книги

Петруня О. Э. — Юридическая психология

Психология. Что это?

Лебедев-Любимов А. Н. — Психология рекламы

Эта книга является первым фундаментальным исследованием в России, в котором представлены основы рекламной психологии как отрасли психологической науки. В нем представлены основные теоретические направления, история развития

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector